День 8-й и 9-й, Шантарские острова

Необитаемые острова в холодном море... Шантарский архипелаг в Охотском море был открыт в 17 веке и насчитывает 15 островов.

Всю ночь катамаран шел от бухты Врангеля к Шантарским островам. Часам к 11 перед нами в сером тумане появился остров Беличий. Вот уж действительно, мы тут увидели 50 оттенков серого. Из-за отсутствия солнца, место производит впечатление достаточно мрачное. Рядом с островом Беличий пристроился прикольный маленький островок, если на него смотреть с юга, в нем проглядывается профиль большелобого лица, смотрящего в небо.

Здесь у капитана появилась возможность пойти под парусами. Как мы облегченно вздохнули, когда выключили мотор! Стало так тихо, только завывание сурового северного ветра.

Конечно это удивительное место, где в августе так сурово. Все время употребляю "суровый", потому что трудно подобрать другое подходящее слово. Группа, из 6 тепло одетых человек, ходила на моторке к Беличьему, в надежде увидеть косаток. Кроме неприветливого отвесного склона, вдоль которого мы медленно протащились на надувной моторке, продуваясь холодным ветром и борясь с волнами, ничего не увидели.

Во второй заход, в 17 часов, мы уже пошли на моторке к Большому Шантарскому острову в поисках косаток, которых 2 года назад здесь было много. Остров мне очень понравился, солнца не было, но берег все равно красивый, с разноцветными породами и серыми пляжем, на который вполне можно было высадиться, что мы однажды и сделали.

Здесь у нас было несколько минут тишины, без гула мотора, без человеческой речи.

По дороге мы увидели вдалеке белоплечего орлана, лахтагов, других ластоногих, тоже вдалеке, их было сложно разглядеть, разных птиц, но ни одного намека на косаток. Лахтаг -это морской заяц, разновидность тюленей, ими, между прочим, питаются плотоядные косатки. К ужину мы вернулись на катамаран, который уже встал на якоре на мелкой воде в тихой бухте на губе Якшина у Большого Шантара, где глубина была всего 2 метра. Для нашего плоскодонного катамарана это нормально!

В 11 вечера я погрузилась в глубокий сон без всяких снотворных) в тишине, качки на мелководной бухте не было. Сработала либо магия этого места, либо организм уже просто утомился от недосыпа и постоянного шума (наша каютка рядом с двигателем). О, как это прекрасно - хорошо спать и выспаться))))

На следующее утро, 10 августа, почти всю группу высадили на моторке на берег для знакомства с метеостанцией и заброшенной китобойней.

Мы побывали на метеостанции Большой Шантар, где не разрешается фото-видеосъемка, нам показали и рассказали, как каждые три часа измеряют температуру, влажность, количество осадков и пр.

На метеостанции живут несколько человек, собак и кот, который оказался кошкой. Хозяева очень удивились, но имя менять не стали, продолжают называть её "Кот".

Одна рыжая собака у них на днях пропала, метеорологи думают, что ее задрал огромный черный медведь, который повадился к ним ходить. Мужики носят с собой ружье и хлопушки на всякий случай.

Сам медведь нам не встретился, но какашка его была обнаружена на тропинке. Даже без лабораторной экспертизы было ясно, что медведь любит ягоды!

На острове много черных ягод, которая называется шикша или водяника, встретилось немного жимолости и совсем чуть-чуть морошки. Шикша совсем не сладкая, американские диетологи бы назвали sugar free и обязательно рекомендовали бы к употреблению.) А в тибетской медицине водянику используют при головной боли, для лечения заболеваний печени и почек. Шикша растет такими гроздями на низеньких стебельках, напоминающими хвою:

Шикши я съела очень много в тот день, чтобы голова впредь никогда не болела. 😊 Жимолость на вкус конечно приятнее, ее было мало, только попробовали:

А морошку я даже сама не увидела, вот меня угостили одной ягодой, она еще не дозрела:

Эти ягоды порекомендовали в рот не брать) Никто не знает что это?):

Много разных красивых цветов, не возможно все тут показать, ну хотя бы один).Мне кажется, что это дикий горошек:

И просто заросли удивительного Иван-чая или кипрея (Chamaenerion angustifolium), красивого и полезного. До начала 20 века был в России очень популярный горячий напиток из него - Копорский чай. Из корней когда-то делали муку и выпекали хлеб, а кипрейным пухом набивали подушки и пряли из пуха пряжу. Используется иван-чай в медицине, очень много чего лечит, но самое интересное - он модулятор настроения, снимает напряжение.

Видели на острове части оборудования  от старой китобойни, которая функционировала на острове в конце 19 века. Даже рассказывать об этом не хочется. В этих местах убивали китов... вываривали жир и т.д.

Затем мы дошли до старой заброшенной метеостанции. В лесу остались развалины, здесь в 1926 году был поселок, жили 400 человек, но в 60-е годы все пришло в запустение, народ уехал.

Наш проводник по острову оказался геологом, показал нам какие камушки можно встретить на берегу, красную и зеленую яшму, и др. очень редко синий лазурит, много кварцита, он проверяется ножом, если не царапается, то это кварцит. Я конечно привезла домой сувенирчики с берега; сверху слева кварцит, справа красная яшма, ниже зеленая яшма:

Власти пытаются развивать туризм в этих краях. Вот специальные люди подготовили стоянки из древесины, что нанесло на берег морем, т.е. ничего не вырубали для этого.

Креативный туалет на фоне лиственниц:
Под ногами частенько встречается красивый лишайник, которым питаются олени, кстати, в 20-х годах сюда завезли северных оленей, но не ясно, встречаются ли они сейчас.

Фиона так была рада оказаться на суше, носилась туда-сюда, знакомилась с местными собаками, бомбила каждый кадр:

Затем, вернувшись на судно, Фея просто свалилась от усталости и посапывала  под столом у капитанских ног.
После 16 ч. мы снялись с якоря и пошли в сторону Радужного в надежде увидеть косаток. Через 3 часа мы подошли к мысу Радужный Большого Шантарского острова. Наверное, он бывает радужным в солнечную погоду))) Пляжа там практически нет, да и не было особенно желания причаливать. Мы даже не садились на моторку на этот раз, просто с катамарана осмотрели берег, увидели яшму на скалах красного и зеленого раскраса, были еще темные мазки, похожие на черный бархат, наверное, это сланцы.

Популярные сообщения из этого блога

День 4-й, Залив Николая и SUPбординг

День 1-й и накануне, Хабаровск

День 2-й и 3-й, "Дом на Колесах"

День 12-й и 13-й, Конец пути

День 6-й и 7-й, Киты в бухте Врангеля

День 5-й, Знакомство с Гренландцами

День 11-й, Прощание с китами

День 10-й, Малый Шантар